Инклюзивное образование

Общие понятия инклюзивного образования

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее – обучающийся ОВЗ). (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Психолого — медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Центральная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.Территориальная ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ. (Приказ МОиН РФ от 20.09.2013. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. (Приказ МОиН РФ от 19.12.2014. № 1598 «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).

Ребенок-инвалид – лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. (ст. 2 Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень нормативно-правовых документов, включающих вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

— Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями на 08 декабря 2020 года) «Об образовании в Российской Федерации».
— Федеральный закон Российской Федерации (с изменениями на 11 июня 2021 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
—Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медикопедагогической комиссии».
—Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 года № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психологомедико-педагогической комиссии».
—Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
— Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177 (с изменениями на 17 января 2019 года) «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
— Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

— Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
— Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).
— Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
— Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».
— Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
— Письмо Минпросвещения России от 10 июня 2019 года N ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 286)
— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования( Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 287)
— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413)
— Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598)
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599)

Порядок обращения в Городскую (территориальную) психолого-медико-педагогическую комиссию города Омска

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
1) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
2) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
3) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
4) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
5) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
6) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
7) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
8) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов, организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче родителем (законным представителем) полного пакета документов.
Документы принимаются: понедельник, среда, пятница с 14:00 до 17:00.
Место нахождения комиссий:
Кировский АО, Советский АО - г. Омск, проспект Мира, 165 «А»; тел. 26-70-80;
Ленинский АО, Октябрьский АО, Центральный АО - г. Омск, улица Орловского, 10; тел. 41-73-05.
Подробная информация: http://www.psygorodomsk.ru/gpmpk

Перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89»

1) Копия заключения психолого- медико- педагогической комиссии о результатах обследования ребенка;
2) Заявление на имя директора об обучении ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого- медико- педагогической комиссии;
3) Согласие родителя(законного представителя) на обработку и передачу персональных данных;
4) Согласие родителя (законного представителя) на оказание ребенку психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи в БОУ;
5) По желанию родители (законные представители) предоставляют справку ФКУ «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по Омской области», индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (при наличии данного статуса у ребенка)

Система условий организации инклюзивного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89»

Положения

Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №89»

Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89»

Положение о службе социально-психолого-медико-педагогического сопровождения

Положение об организации логопедической помощи

Положение о разработке специальной индивидуальной образовательной программы развития обучающегося с ОВЗ

Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы

Положение об индивидуальном обучении учащихся на дому

План мероприятий («дорожная карта») БОУ г.Омска «СОШ №89» по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное и качественное образование на 2023-2024 год

Образование

В Учреждении реализуются Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 7.1 (изменения от 01.09.2022) Вариант 4.1 (изменения от 01.09.2022) Вариант 6.1 (изменения от 01.09.2022), обеспечивающая реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программой предусмотрено преподавание:
— учебных предметов: русский язык, литературное чтение, родной язык и (или) государственный язык республики РФ (русский), литературное чтение на родном языке (русском), иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура;
— занятий по направлениям внеурочной деятельности;— коррекционно-развивающих занятий.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 1.1) (изменения от 01.09.2022)

Программой предусмотрено преподавание:
— учебных предметов: русский язык, литература, родной язык и (или) государственный язык республики РФ (русский), литература на родном языке (русском), иностранный язык (английский), математика, алгебра, геометрия, информатика, химия, физика, география, биология, история, обществознание, основы духовнонравственной культуры народов России, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности;
— коррекционно- развивающих занятий;
— занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (изменения от 01.09.2022)
Программой предусмотрено преподавание:
— учебных предметов: русский язык, литература, родной язык и (или) государственный язык республики РФ (русский), литература на родном языке (русском), иностранный язык (английский), математика, алгебра, геометрия, информатика, химия, физика, география, биология, история, обществознание, основы духовнонравственной культуры народов России, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности;
— коррекционно- развивающих занятий;
— занятий по направлениям внеурочной деятельности.
При реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего образования используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Образовательные стандарты

На уровне начального общего образования реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 года № 1598