Общие понятия

«Доступной» или «безбарьерной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Задачи доступной среды в рамках образовательной организации:
• развитие инклюзивного образования;
• создание информационно- справочной поддержки по вопросам инвалидности;
• формирование доступной среды.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
• инвалиды,
• люди с временным нарушением здоровья,
• беременные женщины,
• люди старших возрастов,
• люди с детскими колясками и т.п.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по созданию доступной среды:

— Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
— Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 (с изменениями на 18 августа 2016 года) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
— Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
— Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
— Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи»
— Письмо Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»)

Система условий организации доступной среды в
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89»

Созданные условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов соответствуют Паспорту доступности объекта инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности и других маломобильных групп населения БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89»

С целью обеспечения инвалидам и иным маломобильным группам населения равных возможностей для реализации своих прав и свобод, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг, предоставляемых Учреждением без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности при использовании услугами Учреждения принята и утверждена (Приказ № 94- ОД от 15.05.2020 года) Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89».

Специально оборудованные учебные кабинеты

В школе имеется 24 оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные кабинеты для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
В школе имеются отдельные оборудованные кабинеты для проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения, организовано пространство для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: химии, биологии, физики, информатики, технологии, в том числе для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе работает библиотека с читальным залом, абонементом, книгохранилищем и медиатекой. Библиотека оснащена необходимым оборудованием, техническими средствами, имеется доступ в сеть Интернет.
Учебники, имеющиеся в библиотеке, для всех обучающихся выдаются бесплатно.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурно- оздоровительный комплекс представлен большим спортивным залом залом для занятий хореографией (малым спортивным залом). Спортивный зал оборудован раздевалками. 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется широкий спектр оборудования: 54 компьютера (из них 50 ноутбуков) – все с выходом в интернет, 9 мультимедийных проекторов, 4 интерактивные доски, 4 интерактивные панели, 3 IP камеры, 1 музыкальный центра, 7 принтеров и 3 МФУ, спортивный инвентарь.

При освоении АООП НОО обучающиеся пользуются базовыми учебниками со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами, рабочими тетрадями, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.

Вход в школу не оборудован пандусом.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.

Специальные условия питания

Работа школьной столовой организована в соответствии с Положением и Приказом директора школы. Большое внимание уделяется соблюдению режима питания и обеспечению его качества. Контроль за качеством питания, его разнообразием, витаминизацией, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдения сроков реализации продуктов осуществляется бракеражной комиссией. Cо специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области согласовано цикличное меню (1-4 классы, 1-4 классы c ОВЗ, 5-11 классы, 5-11 классы с ОВЗ ). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием. Питание в виде горячего обеда для данных обучающихся может быть заменено денежной компенсацией в случае, если образовательная деятельность учреждения, организованная в соответствии с расписанием учебных занятий, не предполагает нахождение обучающегося в учреждении во время предоставления обучающимся питания в виде горячего обеда. Пищеблок расположен на 1 этаже и представлен обеденным залом и кухней. Входные двери в обеденный зал имеют широкий проем и предусмотрены для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинский кабинет БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89» представлен следующим образом: рабочий кабинет фельдшера, процедурный кабинет. В медицинском кабинете имеется все необходимое оборудование. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89» осуществляется БУЗОО «Детская городская поликлиника №5». В школе работает фельдшер.
Одними из основных задач медицинского персонала школы являются:
— наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием обучающихся, оказание медицинской помощи;
— организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно- оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности.
Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с ИПРА и/или рекомендациями ГЦПМПК.
Здание школы оснащено автоматизированной пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, необходимыми табличками и указателями. Школа имеет ограждение по всему периметру. Движение учащихся в школу и из нее осуществляется в соответствии с индивидуальным маршрутом безопасного движения

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В организации предусмотрены особые условия доступа к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при работе с официальным сайтом БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к ресурсам сети Интернет осуществляется в соответствии с действующим законодательством в сфере регламентации доступа к информации в образовательных учреждениях.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

http://obr55.ru/ – Региональный интернет-портал системы образования Омской области
https://infourok.ru – ИнфоУрок
www.ege.edu.ru – Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»
http://gia.edu.ru/ – ГИА9 Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
http://fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений
https://www.rustest.ru/ - Федеральный центр тестирования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, применяются мультимедийные средства и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации учащимися с различными нарушениями. 

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат отсутствуют.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие, интернат отсутствуют


Паспорт доступности БОУ г.Омска "СОШ №89"

Обеспечение доступа в здание БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 89» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование